Как сообщает Википедия, появление понятия WEB 2.0 связывают со статьей Тима О’Рейли . В статье он пишет, что "Концепция Веба 2.0 родилась на совместном мозговом штурме издательства O’Reilly Media и компании MediaLive International." С тех пор термин WEB 2.0 стал очень популярным и используется довольно часто в совершенно разных, может быть даже противоположных смыслах, о чем говорит та же самая Википедия в английском варианте статьи .
Между тем Тим О’Рейли описал WEB 2.0 довольно однозначно, как такую "веб платформу.." где сами "..пользователи .. повышают ценность приложения ". Все примеры, которые он приводит, это примеры успеха различных компаний/ проектов/ технологий которые растут и развиваются за счет вклада пользователей. Хотя он и не сформулировал само это определение в законченной фразе смысл его анализа вполне однозначен и приводит его к выводу, что "сетевые эффекты от взаимодействия с пользователями - это ключ к рыночному доминированию в эпоху Веб 2.0. ".
В следующей таблице сводка по нескольким примерам самого О’Рейли : таблица
В общем несмотря на множество разговоров и споров об определениях WEB 2.0 на этом общие черты разнообразных WEB 2.0 - проектов кончаются. Суть WEB 2.0 остается только в этом определении : "веб платформа.." где сами "..пользователи .. повышают ценность приложения ".
Итак с определением все ясно. Интересно другое, вот в этой фразе "сетевые эффекты от взаимодействия с пользователями - это ключ к рыночному доминированию в эпоху Веб 2.0. " А какие "сетевые эффекты" и как они собственно работают? И если это ключ к успеху то нельзя ли поподробнее потому как ключ к успеху должно быть весьма полезная штука.
Понятно что каждый из проектов WEB 2.0 использует вклад каждого пользователя и понятно что можно выдумать массу моделей, где предположительные пользователи будут "делать вклад". WEB 2.0 это модно и такие проекты плодятся как грибы после дождя. Разнообразные социальные сети, обмен видео/фото контентом да много всякого... Но далеко не все проекты ожидает успех. Давайте проанализируем более аккуратно, что же движет успешными проектами.
Во первых просто вклад пользователей сам по себе ничего нам не дает. Гостевая книга, наполненная рекламными ссылками или замечаниями сетевых придурков никого не привлечет. В отличие от WEB 1.0 все проекты типа 2.0 задействуют 2 типа пользователей : поставщики информации(сервисов и т.п.) и потребители информации. Вы без труда найдете такие группы пользователей во всяком 2.0 проекте. Да это и понятно, если мы говорим что, "пользователи делают вклад" то они и есть "поставщики", а если проект становится успешным, значит есть масса "потребителей".
В WEB 1.0 всегда платформа ( компания / сайт / сервис) выступала в том числе и в качестве поставщика информации/данных а посетители в качестве потребителей. В случае WEB 2.0 платформа остается только площадкой, на которой встречаются поставщики и потребители.
Надо заметить что часто поставщики являются и потребителями сразу же. Скажем в случае BitTorrent начиная скачивать файл клиентская программа сразу же начинает его раздавать, а авторы блогов также и читают блоги других пользователей, т.е. являются потребителями. На eBay каждый может как продавать, так и покупать товары, а в случае Google все мы, публикующие ссылки на своих страницах и поставляющие таким образом информацию для ранжирования страниц PageRank в то же время и пользуемся поисковой системой по прямому назначению - ищем информацию, и играем роль потребителей.
Несмотря на такое частое совпадение поставщиков и потребителей они конечно же не совпадают полностью и играют в модели любого WEB 2.0 проекта принципиально разную функциональную роль.
Итак подводя промежуточный итог можно сказать что всякий WEB 2.0 проект это сетевая платформа, обеспечивающая взаимообмен информацией/данными между поставщиками и потребителями. Такое определение дает нам немного больше понимания механизма работы WEB 2.0 . Пользователи "делающие вклад" нуждаются во второй движущей силе- "получающие вклад"/потребители и именно взаимодействие этих двух полюсов является движущей силой такого проекта.
Обнаруживается что для успешного функционирования WEB 2.0 проекта недостаточно просто "привлечь потребителя" из некоторой целевой группы а необходимо наличие двух целевых групп, заинтересованных во взаимодействии на некоторой сетевой платформе. Это означает, что разрабатывая бизнес-проект типа WEB 2.0 необходимо четко определить поставщиков и потребителей, возможность их взаимодействия на предполагаемой платформе, механизм взаимодействия и самое главное - мотивацию взаимодействия.
Мотивация взаимодействия поставщиков и потребителей - это и есть двигатель WEB 2.0 проекта. Если ее нет, видимо, можно и не начинать. Интересно посмотреть каков двигатель каждого из упомянутых выше проектов : таблица
Анализ показывает, что природа WEB 2.0 не техническая или технологическая. Важнейший компонент любой бизнес-модели WEB 2.0 проекта вовсе не технический а, скажем так, маркетинговый. Как утверждает и сам автор термина, концепция WEB 2.0 это "платформа", второй раздел его статьи так и называется "Веб как платформа". Т.е. всякий WEB 2.0 это площадка, типа рынка, на котором встречаются продавцы и покупатели. Конечно новые технологии важны и часто даже принципиально важны для WEB 2.0. Но планируя такой проект вовсе не так важно делать упор на новые технологии, как определить четко маркетинговую/бизнес структуру проекта.
Таким образом двигатель WEB 2.0 - это наличие двух групп пользователей, поставщиков и потребителей, заинтересованных во взаимодействии на некоторой технической Интернет-платформе.